Отримуйте інформацію лише з офіційних джерел
Єдиний Контакт-центр судової влади України 044 207-35-46
Видання: «Судебно-юридическая газета»
Автор: Наталья Мамченко
«Критика помогает в любом процессе чувствовать обратную связь», - считает руководитель секретариата Высшего совета правосудия Сергей Пушкарь и добавляет, что ему нравится процесс перемен. Научиться управлять изменениями, по его мнению, одно из основных качеств, присущих менеджеру высшего уровня.
Напомним, скоро исполнится год, как в Украине действует новый орган – Высший совет правосудия, созданный на базе ранее действующего Высшего совета юстиции. Несмотря на это, ВСП имеет кардинальные отличия от ВСЮ, по крайней мере, по количеству возложенных задач. Обеспечивать, организовывать их выполнение должно «сердце» ВСП – его секретариат.
Сергей Пушкарь в эксклюзивном интервью «Судебно-юридической газете» рассказал, что изменилось в связи с преобразованием ВСЮ в Высший совет правосудия, какие проблемы стоят перед секретариатом и почему он выбрал эту должность, а также как организовать работу в условиях кадрового дефицита.
Чем отличается Высший совет правосудия от предыдущего формата – Высшего совета юстиции? И какие сейчас функции секретариата ВСП?
Высший совет правосудия начал свою работу согласно одноименному Закону, который вступил в силу 5 января 2017 года. Он является правопреемником Высшего совета юстиции. Однако при этом полномочия ВСП, его вес в системе органов государственной власти, возможности и ответственность перед обществом имеют значительно больший объем и несут новое качество.
Даже поверхностный анализ статьи 3 профильного Закона раскрывает новые полномочия ВСП, отсутствовавшие у Высшего совета юстиции. В частности, изменились полномочия в отношении вопросов дисциплинарной ответственности судей. Как известно, дисциплинарными производствами относительно судей первой и второй инстанций до 30 сентября 2016 года занималась Высшая квалификационная комиссия судей Украины, а Совет имел такие полномочия только в отношении судей высших специализированных судов и Верховного Суда Украины. Сейчас все дисциплинарные производства сконцентрированы исключительно в Высшем совете правосудия.
ВСП в соответствии с требованиями закона создал три Дисциплинарные палаты, которые, собственно, и осуществляют рассмотрение дисциплинарных дел относительно судей. По европейским стандартам большинство членов Дисциплинарной палаты также составляют судьи.
Следует отметить, что после 30 сентября прошлого года Совет получил 12 283 дела от ВККС, которые та не успела рассмотреть.
От Верховной Рады к ВСП перешли полномочия по рассмотрению кадровых вопросов. Теперь как дисциплинарные, так и кадровые дела предварительно рассматриваются членами Совета согласно результатам автораспределения дел, а потом в пленарном составе – ВСП.
Законодатель наделил ВСП также полномочиями, я бы сказал, глобального, стратегического значения, которые обязывают совершать действия, направленные на обеспечение авторитета правосудия и независимости судей. До конституционной реформы в части правосудия у нас в стране не было органа, который бы системно занимался такой работой.
В вопросах нормотворчества ВСП наделен полномочиями утверждать своим решением отдельные ключевые положения и нормативные акты, необходимые для деятельности судебной системы.
ВСП принимает участие и в бюджетном процессе. За исключением Верховного и Конституционного судов, ВСП формирует бюджетные запросы ото всей судебной системы и проводит консультации по этим вопросам с Министерством финансов, Кабинетом Министров и бюджетным комитетом Верховной Рады.
Некоторые вопросы организационного характера в судебной системе теперь также решает ВСП. Он наделен правом назначать и увольнять с должностей Главу Государственной судебной администрации и его заместителей, руководителя Службы судебной охраны, определяться с другими важными для судебной системы вопросами.
Отдельно хочу отметить полномочия ВСП в сфере международного сотрудничества. Совет наделен возможностью самостоятельно взаимодействовать с иностранными учреждениями и организациями по вопросам правосудия и может быть членом соответствующих международных ассоциаций.
Что касается изменений в деятельности секретариата, то принципиально наши основные функции по организационному и информационному обеспечению Совета не изменились, добавились только вопросы, связанные с новыми полномочиями ВСП.
Если, например, посмотреть на новую организационную структуру ВСП, то можно увидеть, что, во-первых, увеличилось количество штатных сотрудников ВСП – с 206 до 325 человек. Кроме того, появились абсолютно новые структурные подразделения. Одно из них – это управление по стратегическому планированию и анализу обеспечения деятельности системы правосудия. Здесь собираются и изучаются все измеряемые показатели работы – от нагрузки на судей до финансовых затрат и бюджетных вопросов всей судебной системы.
Другое новое управление занимается вопросами независимости судей и авторитета всего правосудия. На практике это обеспечение процесса рассмотрения представлений Генерального прокурора или его заместителя по предоставлению согласия ВСП на задержание, содержание под стражей и арест судей, подозреваемых в совершении преступлений. Кроме того, еще одно подразделение этого управления занимается обобщением и подготовкой позиции ВСП относительно информации судей о вмешательстве в их деятельность. Ведется соответствующий реестр. Все факты вмешательств рассматриваются ВСП в пленарном составе, и при наличии оснований Совет активно реагирует на такие вмешательства, направляя соответствующие обращения в правоохранительные органы, а также, к примеру, в Верховную Раду, если народные депутаты допускают превышение своих полномочий при общении с представителями судебной системы.
Можно более подробно о том, как происходит рассмотрение сообщения о вмешательстве в деятельность судьи?
Происходит это следующим образом. Судья обязан в письменном виде обратиться в Высший совет правосудия и к Генеральному прокурору. Это обращение проходит процедуру автораспределения. Определяется член ВСП – докладчик по этому вопросу, который готовит доклад на пленарное заседание. Во время подготовки могут запрашиваться дополнительные материалы. На основе всех имеющихся документов изучаются обстоятельства вмешательства в деятельность судьи во время осуществления правосудия. Бывает, что ВСП не находит достаточных оснований для реагирования на сообщение судьи, но, преимущественно, такая реакция есть. К сожалению, в нашем обществе еще существует убеждение, что на суд можно безнаказанно влиять, пытаясь решить свои вопросы.
Ведется ли статистика ответов госорганов на подобные обращения ВСП?
Совет уже получает реакцию на свои обращения. Планируем, что все ответы госорганов на обращения ВСП будут публиковаться на сайте Совета. Ведем соответствующую статистику. Этот год очень важен для формирования практики и подходов Совета к тому, какие именно действия являются вмешательством в деятельность судьи. По итогу годичной работы, в начале следующего года, Совет впервые выступит с ежегодным докладом о состоянии обеспечения независимости судей в Украине.
Однако работать и членам Совета, и секретариату пока приходится в сложных условиях. Из-за увеличения количества функций секретариат остро нуждается в увеличении штата, но мы не можем себе этого позволить из-за проблемы отсутствия достаточного количества рабочих мест.
Прекрасное помещение ВСП, когда сдавалось в эксплуатацию в 2013 году, было рассчитано на работу в нем 175 должностных лиц тогдашнего Высшего совета юстиции. Когда, после Революции достоинства, было изменено законодательство и изменился подход к работе ВСЮ, данное помещение перестало отвечать требованиям по размещению увеличившегося штатного количества сотрудников. Сегодня нам удалось как-то разместить здесь 215 человек.
До конца неукомплектованными так или иначе остаются не только практически все структурные подразделения, но и такое важное подразделение, как служба инспекторов ВСП.
Что это за служба? Это какой-то прототип той службы, что действовала при ВККС?
Служба инспекторов входит в состав секретариата, но руководитель службы подчиняется непосредственно Главе ВСП. Служба номинально была создана в мае этого года, но из-за отсутствия рабочих мест и неразрешенных еще технических вопросов, важных при изучении дел, которые ежедневно поступают в адрес ВСП, сотрудников временно не набирали.
Сейчас мы занимаемся поиском дополнительного помещения, в котором могли бы создать рабочие места и таким образом полностью заполнить штат. Нам нужно набрать еще более 100 человек.
Ожидали, что такое помещение появится в сентябре. Но этого не случилось в силу разных причин. Поэтому принято решение максимально уплотниться в имеющемся помещении и на 50 % укомплектовать службу инспекторов, чтобы у каждого члена ВСП был хотя бы один инспектор.
Не могу сказать, насколько наша служба инспекторов напоминает службу, действующую в ВККС, но работать в ней будут совершенно новые люди. Инспекторов выбирают себе сами члены ВСП.
Это не государственная служба. Отбор проходит среди опытных юристов, в том числе среди судей в отставке с хорошей репутацией. Кандидатура инспектора представляется членом ВСП и назначается Главой Совета.
Работа инспектора заключается в выполнении заданий определенного члена ВСП в рамках его полномочий. Соответственно, срок пребывания инспектора на службе в ВСП будет ограничен сроком полномочий «своего» члена ВСП.
Сегодня уже набраны первые 12 инспекторов, а до конца ноября – начала декабря их количество надеемся увеличить до 20 человек.
Обработка бюджетных запросов, которой занимались специалисты Государственной судебной администрации, была большим объемом работы. Перешли ли эти люди на работу в секретариат ВСП?
Без опыта работы по обработке нормативов, чем раньше занимался Совет судей Украины, не имея навыков проведения специфичного статистического анализа, которые много лет нарабатывала ГСА, нам было тяжело сразу же наладить работу надлежащим образом.
А ведь согласно требованию Бюджетного кодекса нам нужно было к 1 марта предоставить в Минфин свое видение относительно бюджетного запроса по судебной системе. Поэтому мы сразу же обратились за помощью к Государственной судебной администрации. Также обратились к высшим специализированным судам и Верховному Суду Украины относительно их расчетов необходимого финансирования. Они нам не отказали, за что мы очень благодарны. К установленной дате необходимая информация была предоставлена.
Сегодня мы действуем следующим образом. К нам на работу в управление по стратегическому планированию и анализу обеспечения деятельности судебной системы перешла сотрудница Кабинета Министров, кандидат экономических наук, которая возглавила один из отделов. Она и начальник управления отвечают за бюджетный процесс.
Как только появится техническая возможность разместить дополнительных людей, а их по штату управления должно быть 8 человек, мы доукомплектуем это подразделение. После этого мы перестанем быть преимущественно посредниками между ГСА и Минфином и сможем более эффективно влиять на бюджетную политику судебной системы. Нашу роль по отношению к коллегам из ГСА я вижу в качестве «дружественных оппонентов».
Проект оптимизации судов, который сегодня разрабатывает Государственная судебная администрация, будет только утверждаться ВСП или вы совместно работаете над ним?
Мы следим за этим процессом, активно включиться в него нам не позволяет ограниченный кадровый ресурс. Однако ВСП отдает себе отчет, что данный вопрос имеет важное значение для всей судебной системы.
Быть в курсе происходящего и иметь свою точку зрения ВСП помогают две коммуникационные площадки, созданные при Совете. Первая – это Коммуникационный комитет, в который входят руководители органов судебной системы – Верховного Суда Украины, ВККС, Национальной школы судей Украины, Совета судей Украины, Государственной судебной администрации. Они подписали меморандум о сотрудничестве и договорились, что в рамках этого комитета будут обсуждать все самые актуальные и важные вопросы, которые касаются не только этих органов, но и всей судебной системы.
Вторая площадка – это Совет глав апелляционных судов, созданный при ВСП.
Таким образом, благодаря полученной от ГСА информации, ее обсуждению на двух указанных площадках ВСП имеет возможность сформировать собственное отношение к изменениям, которые предлагаются.
Почему сложно идет процесс поиска необходимых для работы помещений?
Изменениями к Закону о Государственном бюджете нам выделили 132 миллиона гривен на приобретение дополнительных помещений. Почему именно такая сумма? Мы ориентировались на информацию Фонда гарантирования вкладов населения, который, как известно, занимается реализацией имущества банков-банкротов. Среди этого имущества есть неплохие объекты недвижимости. Но при подготовке сделки мы обнаружили ряд правовых проблем относительно подходящего для нас объекта. В частности, вокруг него еще продолжаются судебные тяжбы, поэтому есть риск, что в этом году сделка не будет заключена.
Мы рассматриваем и другие варианты, но при этом хотим получить четкие заверения, что все будет законно. Никому не нужны судебные риски, которые могут возникнуть уже при использовании приобретенного здания.
Как вы стали руководителем секретариата ВСП?
Я пришел в Высший совет юстиции в июле 2015 года на должность начальника правового управления по переводу из Фонда государственного имущества, где пять лет возглавлял разные департаменты. В ВСП меня пригласил Глава ВСЮ – Игорь Бенедисюк.
Секретариатом в то время руководила Ольга Булка, которая буквально через две-три недели моей работы поинтересовалась, не желаю ли я возглавить секретариат. Свой вопрос она объяснила тем, что в сентябре 2014 года съезд судей Украины назначил Зеновия Холоднюка руководителем Государственной судебной администрации, а Ольгу Булку – на должность заместителя. И вот почти год ее ждут там. Я дал свое согласие и вскоре, 12 сентября 2015 года, был утвержден руководителем секретариата ВСЮ.
В сфере права я с 1991 года. Начал работу как следователь военной прокуратуры. Дорос до помощника военного прокурора Киевского гарнизона, но на этом прокурорская карьера закончилась.
В мае 1995 года я сдал экзамен и начал карьеру адвоката. Этой деятельностью занимался до
2000 года, после чего принял предложение и перешел на работу в группу компаний «ТНК-Бритиш Петролеум». Нефтяному бизнесу отдал 10 лет своей жизни.
Получается, что в правовой сфере я не имею опыта работы только в качестве нотариуса, потому что судейский «хлеб» я, считаю, определенным образом попробовал, будучи судьей апелляционного комитета Федерации футбола Украины.
Возглавив секретариат ВСП, я понимал, что это совсем другой уровень компетенции и ответственности. Я понимал, что трудности будут, но не осознавал, какого именно характера. Для меня это был вызов, который я принял и за который всем благодарен.
Мне нравится, что мы находимся в постоянном процессе перемен. Научиться управлять изменениями – одно из основных качеств, присущих менеджеру высшего уровня.
Обеспечивать в любых условиях высокие стандарты работы ВСП – это ежедневная моя установка для наших сотрудников, с которой они безупречно справляются.
Но вместе с тем звучит критика, что ВСП долго готовит материалы для назначения судей. В связи с чем происходят эти задержки?
Критика помогает в любом процессе чувствовать обратную связь, тем более что она может носить обоснованный и объективный характер. Например, жалобы на действия судей.
Я уже говорил, что ВККС передала нам более 12 тысяч дел. Кроме них, на рассмотрении ВСП находилось еще около 10 тысяч жалоб, и сегодня еженедельно мы принимаем порядка 200–400 жалоб на действия судей. Начиная с 30 июля 2015 года, когда был внедрен принцип автораспределения дел, в адрес ВСЮ/ВСП поступило более 24 тысяч жалоб, из которых более 10 тысяч уже рассмотрено.
Постоянные члены Совета – при ВСЮ их было 15, а сегодня, после того как съезд судей Украины избрал 4 новых членов, имеем 19 человек, из которых один является главой Верховного Суда Украины, – поверьте мне, делают очень много, и секретариат прикладывает максимум усилий, чтобы обеспечить эффективность работы. Но есть дела, которые невозможно рассмотреть быстро.
Я также, вместе с коллегами, веду прием граждан и непосредственно знаю глубину претензий граждан к действиям отдельных представителей судебной системы. Люди криком кричат «Помогите!». Они воспринимают ВСП как карающий орган, призванный защитить их интересы. Однако все процедуры нашего, так сказать, «суда над судьями» должны иметь свой алгоритм, соответствующий закону и обеспечивающий объективное рассмотрение дел. Ведь недовольный решением ВСП судья, являющийся к тому же высококвалифицированным профессиональным юристом, дойдет и до Европейского суда. И если его дело было рассмотрено недобросовестно, то все обернется как материальными потерями для государственного бюджета, так и репутационными потерями для судебной системы Украины. Поэтому экстрабыстро здесь быть не может.
Единственное, чем можем помочь, – расставить приоритеты. Например, по так называемым «судьям Майдана». Эти дела рассматривались в первую очередь.
Формирование нового Верховного Суда также стало для нас приоритетом. Тем более, что большинство судей, которые приняли участие в конкурсе, имели жалобы на свою деятельность. Как известно, решение по 7 кандидатам в Верховный Суд было отложено именно из-за того, что на них имелись еще не рассмотренные жалобы.
ВСП работает очень интенсивно, но жаль, что в сутках только 24 часа.
А если взять вопрос назначения судей-пятилеток, какая здесь процедура, и сколько это заняло времени?
На рассмотрении ВСП осталось только 36 материалов, из более чем 700, по судьям-пятилеткам. Это был также приоритет, потому что судебная система оказалась обескровленной после массовых отставок и увольнений судей по собственному желанию в прошлом году.
Собственно, и сегодня существуют районы, где не осуществляется правосудие штатными судами, в которых или вообще нет судей, или у имеющихся закончились полномочия.
Поэтому деятельность членов Совета и секретариата была направлена на то, чтобы оперативно прорабатывать материалы и дать возможность Президенту назначить судей, которые смогли бы скорее возобновить свою профессиональную деятельность.
Это был тот вызов, с которым мы успешно справились.
Как попасть на работу в секретариат ВСП? Какие особенности конкурса?
Условия отбора сотрудников в секретариат общие и универсальные. Каких-либо особенностей нет. С мая 2015 года основной документ в этом вопросе – Закон Украины «О государственной службе».
Повторю, что только инспекторов будем отбирать по-другому. У каждого члена Совета должно быть по штату два инспектора.