Отримуйте інформацію лише з офіційних джерел
Єдиний Контакт-центр судової влади України 044 207-35-46
Судебно-правовая реформа в зеркале местного суда Украины.
По сути способ и форма правления государством никакого значения не имеют,
если в нем существует правосудие и все равны перед законом.
(приписывается Наполеону)
Конституция и законы страны мертвы без независимого суда. Опыт строительства государственности современной Украины показывает, какое огромное место в жизни общества занимает независимый суд, действующий на принципах верховенства права, защищающий права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы юридических лиц, интересы общества и государства.
Сегодняшнее положение дел показывает, что судебная реформа не создала независимого правосудия в Украине, способного защитить демократию и справедливость. Основная причина в том, что люди, предержащие экономическую власть в стране, не желают иметь такой суд, где все бы были равны перед законом и судом.
Проводимая политиками судебно-правовая реформа разрушает лучшее, что было в прежней системе судоустройства, делает декларативными основные принципы правосудия, записанные в Конституции Украины. При этом реформировании сами судьи не имеют права голоса - обращения органов судейского самоуправления, Председателя Верховного суда Украины игнорируются Кабинетом Министров Украины, Верховным Советом Украины, Президентом Украины.
В открытом письме на имя Президента Украины 31 мая 2006 года Председатель Верховного Суда Украины Маляренко В.Ф. сказал: «чтобы реформировать судебную систему, необходимо знание ее глубинных проблем, которые более известны судьям, чем другим людям. Поэтому без учета мнения судей реформировать судебную систему – равнозначно осуществлению усовершенствования кардиологии зоотехниками или наоборот».
Некомпетентными лицами готовятся проекты новых законов о судоустройстве, чуждые судебной практике, они вносятся в парламент и обрекают страну на ненужные финансовые расходы.
Разделяя это мнение, судьи-практики с горечью наблюдают, как за время судебно-правовой реформы из судебной системы исчезает здравый смысл, отбрасывается опыт, который был накоплен годами и добросовестно служил людям.
В создании независимой системы правосудия, утверждения в ней принципа законности нет мелочей или второстепенных деталей. Здесь всё важно,- начиная от системы обучения студентов в ВУЗах и подбора судебных кадров, порядка построения системы судов, усовершенствования материального и процессуального законодательства, единообразия судебной практики, организационного руководства судами, финансирования судов, нагрузки судей, уровня досудебного следствия, возможностей обвинения и защиты и до наличия механизма судебного контроля за законностью всей этой системы.
В обращении к Верховному Совету страны Президент Украины отметил, что судебная система несет глубинную угрозу национальной безопасности Украины. Не соглашаясь с этим, Председатель Верховного Суда Украины в вышеназванном письме пояснил, что только 5% из выносимых судами решений обжалуются в апелляционном или кассационном порядке, где отменяется их незначительная часть…
А законны ли оставшиеся 95% всех решений выносимых общими судами Украины? Знают ли заинтересованные стороны о наличии этих дел в судах? Надлежаще ли суд обеспечил защиту гарантированных Конституциею и законами Украины прав и интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства?
Эти не обжалованные дела годами пылятся в архивах судов, и издают своеобразную радиацию среди общества, зреет наш «судебный чернобыль», прорываясь до сведения общества выбросами рейдерских, третейских и других незаконных решений.
Главное что уже утрачено при реформировании судебной системы - это надзор за законностью 95% принимаемых судами решений! Этого нельзя оправдать ничем!
До судебно-правовой реформы Верховный суд являлся действительно высшим судебным органом страны, имеющим право законодательной инициативы, и посредством своих Пленумов определял для всей судебной системы единообразное толкование законов и контролировал их соблюдение.
Неужели не видно на примере Высшего хозяйственного суда, вырабатывающего свою автономную судебную практику, отличную от разъяснений Пленума Верховного Суда Украины, со своим особым статусом, льготным по сравнению с неспециализированными судами финансированием, к чему приведет строительство аналогичных высших судов, предлагаемых последними проектами законов о судоустройстве, внесенных Президентом Украины в Парламент? Народная мудрость по этому поводу гласит: «у семи нянек дитя без глазу».
Какими высокими принципами можно пояснить разрушение судебной власти на уровне апелляционного суда? До судебно-правовой реформы по протесту председателя областного суда Президиум мог отменить любые незаконные решения нижестоящих судов. Судебной практикой была подтверждена эффективность такой судебной инстанции по надзору за законностью судебных решений.
Какой необходимостью можно объяснить разрушение целостности трехуровневой системы судов - районный, областной и Верховный суд Украины?
Эксперименты с судебною системою уже привели к таким уродливым проявлениям, как невозможность защиты конституционных прав граждан в Верховном суде Украины, где дела годами не рассматриваются, где сегодня скопилось более 35 тысяч дел. И хотя Конституция Украины запрещает создание чрезвычайных или особых судов, сегодня кассационные функции наивысшей судебной инстанции переданы апелляционным судам ряда областей, например по судебным делам жителей АРК Крым функции Верховного суда исполняет Запорожский апелляционный суд.
Многолетний опыт организации работы местного суда свидетельствует о том, что действительно преимущества специализации (качество, оперативность) в рассмотрении дел по возможности должны использоваться каждым местным судом. Это может быть специализация по всем категориям дел, поступающих сегодня в местный суд, например, разделение по уголовным и гражданским делам или частичная специализация уголовных дел (несовершеннолетние, наркотики, и.т.п.) и полная специализация по гражданским делам по категориям (жилищные, трудовые, семейные и т.д.). Главное здесь в том, что нет необходимости на районном уровне выделять и создавать отдельные суды по рассмотрению административных, уголовных, хозяйственных, семейных, земельных или каких-то еще категорий дел. Все это обыкновенная специализация на фундаменте одного местного суда. Вторая инстанция для отпочковавшихся специализацией дел безболезненно может разместиться под крышей нынешних апелляционных общих судов, уже имеющих уголовную и гражданскую палаты, в виде дополнительных палат по рассмотрению административных, хозяйственных, земельных и.т.п. дел. При аналогичном дублировании палат Верховным судом отпадает необходимость в строительстве дополнительного четвертого звена специализированных Высших судов. При таком подходе становится естественным действия всех судов в рамках одного унифицированного процессуального кодекса. Все просто и доступно, эффективно и экономно!
Результаты судебно-правовой реформы как в зеркале можно увидеть на примере работы местного суда.
В отличие от судей вышестоящих судебных инстанций, судьи местных судов находятся в непосредственном контакте с участниками судебных процессов, несут тяжелую морально- психологическую нагрузку. Увлекшись строительством «высших», «наивысших» судебных органов, судебно-правовая реформа практически не затронула работу местных судов. А ведь районные суды являются основанием пирамиды всей судебной власти. Именно районные суды ближе всего стоят к проблемам защиты конституционных прав граждан. Здесь рассматривается более 90 % всех дел не специальной подсудности. В районных судах работает основная часть судебного, прокурорского, адвокатского корпуса, и по работе именно местных судов можно во многом судить о состоянии дел во всей судебной системе.
Сегодня согласно закону Украины «О судоустройстве Украины» председателю местного суда вменено осуществление организационного руководства деятельностью суда.
Этим же законом на органы Государственной Судебной Администрации возложены функции организационного обеспечения деятельности судов, осуществление мер финансового, материально-технического, кадрового, информационного и организационно-технического характера, направленных на создание условий полного и независимого осуществления правосудия.
Председателю апелляционного суда функция организационного руководства деятельностью районных судов не вменена.
Согласно закону получается, что за организационное руководство деятельностью местных судов, как это было и раньше при подчинении судов Министерству юстиции, на уровне области и государства никто не отвечает.
Государственная Судебная Администрация, являясь структурой исполнительной власти, не переносит на себя соответствующий их профилю груз проблем, с которыми ежедневно сталкиваются председатели местных судов и судьи для организации условий для надлежащего отправления правосудия в местных судах. Об этом свидетельствуют отсутствие судебных кадров в структурах ГСА, отсутствие заинтересованности в использовании полученного финансирования на самые злободневные потребности судов (зря потраченные средства на разработку бракованной программы компьютерного деловодства, покупка морально устаревших систем досмотра граждан, пропажа денег за информационные услуги, переводимые во Львов - Богданов и т.д.).
Переподчинение ГСА и службы исполнения судебных решений под судебную юрисдикцию, завершит создание системы организационного руководство районными судами, позволит освободить председателей местных судов от несвойственной им хозяйственной работы, руководства техническим аппаратом местного суда и.т.п.
Сегодня не секрет, что каждый местный суд при наличии единой Инструкции о деловодстве в районном суде является «оазисом» деятельности председателя местного суда по организации его работы.
Правовой статус председателя местного суда определен ст.24 Закона Украины «О судоустройстве Украины», практически одной строкой осуществляет организационное руководство деятельностью суда. В правовом государстве права и обязанности председателя местного суда должны быть тщательно выписаны законодательно.
Знания и опыт председателя районного суда должны быть использованы для осуществления права надзора за законностью принимаемых в суде решений с возможностью внесения протестов, разрешения отводов судьям, привлечения судьи к ответственности за нарушение правил внутреннего трудового распорядка, возбуждения дисциплинарного производства. Тогда наверное отпала бы необходимость создания особых судебных инспекций по контролю за законностью деятельности судей, которые будут скорее всего сформированы из лиц далеких от правосудия.
Распад старых форм собственности, бездеятельность парламента и не эффективность работы исполнительной власти, задержка социально- экономических реформ в стране, коррупция, процветающая во многих государственных институтах ,привели к тому, что только суд, судебная власть становится последней надеждой граждан, способной защитить их конституционные права.
Суд стал исполнять то, что парламент мог бы урегулировать одним своевременно принятым законом. суд вынужден регулировать эти спорные правоотношения сотнями отдельных судебных решений
Суд стал исполнять функции институтов исполнительных органов власти, вынося тысячи решений о взыскании квартплаты, коммунальных платежей, налогов, подменив работу органов ГАИ и.т.п., все это привело к гипертрофической нагрузке на судей районных судов.
Среднемесячная нагрузка судей Запорожской области, да и во многих областях Украины, на одного судью превышает 200 и более дел. Учитывая, что по различным причинам дела откладываются по несколько раз, то эта цифра возрастает в 2-4 раза, то есть на изучение и рассмотрение дела судья может выделить несколько минут.
Закон не защищает судей от перенагрузок, не устанавливает предела профессиональных и физических возможностей судьи. Нет нормы закона, по которой судья мог бы отказаться от принятия в свое производства новых дел, которые он не в силах надлежащим образом рассмотреть по причине высокой нагрузки. Что же остается делать судье? Никому не объяснишь, почему не слушается дело поступившее в его производство? Поэтому и начинается судебная работа после работы, судебная работа дома, перераспределение судебной работы на помощников, секретарей, изготовление ими всевозможных проектов судебных решений, использование возможностей копировальной техники, упрощенчества, в конечном итоге от этого страдают все. Кому нужно такое правосудие? Не принимать излишние дела, заявляя самоотводы, или передать их в соседнюю область, по примеру Верховного суда, судье местного суда закон не позволяет. Таким варварским способом за счет здоровья судей решена проблема доступности граждан до правосудия.
Давно назрела необходимость законодательного урегулирования процедуры назначения, продления полномочий судей и назначения на административные должности, в Высшем Совете Юстиции Украины и в Верховном Совете Украины, которая зачастую тянется годами, а ведь выхода на работу судьи ждут сотни участников судебных процессов.
Требованием сегодняшнего закона стала полная фиксация техническими средствами судебных процессов, что само по себе прогрессивно, но это потребует от судьи столько времени, сколько действительно необходимо для соблюдения всех требований процессуального закона, кроме того нехватка залов судебных заседаний, технических средств, естественно ведет к накоплению не рассматриваемых дел в судах.
Не способствует оперативности рассмотрения дел неуклюжесть процессуального законодательства. (обязательности проведения стадии предварительного слушания, необходимость написания по бесспорным делам мотивированных текстов решений и.т.п.).
И еще в судах существует одна очень важная проблема, которая влияет на нагрузку судей, это вызов граждан в суд. Пока можно только мечтать о наличия компьютерного реестра избирателей, опираясь на который можно иметь сведения о регистрации гражданина, но если театр начинается с вешалки, то суд с повестки. Подавляющая часть дел откладывается, а принятые решения отменяются из-за отсутствия сведений о вручении судебной повестки. Но разве за решение проблемы о способах извещения и вызова в суд граждан должен отвечать судья?
Отдельной темой является качество досудебного следствия, способность и возможность правоохранительных органов качественного исполнения возложенных на них функций, соотношение процессуальных возможностей обвинения и защиты. Все эти недоработки компенсируется за счет перенапряжения судей на пути установления истины по делу.
Согласно статистики количество подсудимых, объявленных в розыск катастрофически растет, это становится своеобразным способом защиты. Как свидетельствуют анализы, по 93% из них органами досудебного следствия даже не ставился вопрос об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей. Прежде чем объявить такого подсудимого в розыск, суд несколько раз откладывается. И хотя обвинение не может представить суду обвиняемого, уголовное дело уже числится законченным и остается в суде, и уже судья обязан контролировать, когда же ему найдут обвиняемого. Назрела необходимость законодательно решить проблему возвращения розыскных дел досудебному следствию.
Таковы же парадоксы принципа состязательности процесса, когда обязанностью суда считается принятие мер по принудительному вызову свидетелей обвинения или защиты.
А какие проблемы с рассмотрением дел возникают в связи с невозможностью конвойной службы вывозить подсудимого, находящегося под стражей, в суд из-за не доукомплектованности или отсутствия у них например бензина. Руководителями конвойной службы для судей устанавливаются графики вывоза подсудимых только по определенным дням и в ограниченном количестве…Мало ли, что вы судья Украины и держите в одной руке УПК Украины, а в другой поступившее к вам на рассмотрение уголовное дело, назначение к слушанию от вас не зависит, пока вы не получите согласие конвойной службы. Если получили согласие, то может не быть свободного зала судебного заседания, или вашему секретарю судебного заседания не выдали надлежащие канцелярские принадлежности и.т.п. Неназванных причин влияющих на оперативность работы районных судов множество.
При этом многолетние наблюдения показывают, что случаев срывов судебных заседаний без уважительных причин по вине самих судей практически нет.
Судья - основной носитель судебной власти, и от того какой человек одел мантию судьи в подавляющей мере зависит справедливость и законность выносимых от имени Украины решений.
Профессия судьи из ряда таких редких профессий, что максимально должна совпадать с призванием человека, ведь судебная ошибка может отразиться не на одном поколении потерпевшего от неправосудия.
Судебная система должна сохранять свое профессиональное ядро. Честный и профессиональный судья – не только радость родителям, но и бесценное достояние общества. Из-за революционного реформирования законодательства, языкового барьера судебная система девальвировала опыт многих судей, вынудив их оставить любимое дело.
Сегодня отсутствует государственная система подготовки судей и судейских кадров. Платное образование в высшей школе, требование обучения на каких-то дополнительных курсах, не предусмотренных требованиями Конституции к кандидатам в судьи, участие в оценке их профессиональной пригодности людьми далекими от правосудия, всё это привело к тому, что кресло судьи часто занимают люди с недостаточными профессиональными, а главное моральными качествами. А ведь судебная работа, людские судьбы не поле для экспериментов недоучек или место для желающих поправить свое материальное благополучие на людском горе. Кто-то подумает, что судьи, как и все люди, разные по характеру, профессиональным знаниям, условиям работы в конкретном суде. Это так, но должность судьи - это уже статус профессионала. И от подразумеваемой индивидуальности не должны страдать граждане, обратившиеся в суд. Недопустимо, чтобы из-за индивидуальности судьи за аналогичные преступления назначались разные по тяжести наказания. Законность решений судьи должна быть одна, независимо от того, к какому судье поступило ваше дело, в каком бы суде Украины оно не находилось.
Одним из проверенных путей подготовки судебных кадров является подбор этих кадров из числа помощников судей, успешно зарекомендовавших себя в коллективах судов, имеющих обязательные характеристики-рекомендации от судей со стажем. Второй путь – это перевод из сельской местности судей, зарекомендовавших себя положительной работой, в городские суды, перевод в апелляционные и Высшие суды, а также на административные должности судей по таким же критериям. Возможно в будущем, при наличии института мировых судей появится, еще один источник для подбора кадров в общие суды.
Отдельной темой должны стать подбор, обучение и оплата труда других работников суда. Эта проблема не позволяет удержать в суде профессиональных работников, которые из-за низкой оплаты труда увольняются из судов.
К сожалению сегодня единицы судей местных судов, имеющие многолетний опыт по отправлению правосудия, не имеют возможности заниматься преподавательской, либо научной работой, получить научную степень, стать участником международных комиссий по обмену судейским опытом, получить звание Заслуженного Юриста Украины. Их удел каждодневная напряженная работа по разрешению людских конфликтов, круглосуточное переваривание людских эмоций участников процессов, уносящая здоровье еще до выхода на пенсию.
Специфика положения судей и председателей местных судов, судей и председателей апелляционных судов, не говоря о судьях Верховного Суда в вопросах нагрузки, финансирования, зарплаты, совершенно различна. Но настало время, когда нельзя молчать о главном, что в Украине не создано независимого судопроизводства, что действующие судьи не могут выполнить волю народа, осуществление его права на независимый суд.